Буллинг в школе: как защитить своего ребёнка

Последствия травли часто недооценивают: «Дерутся? Мы в детстве тоже дрались, и ничего! Пусть учатся решать конфликты — трудности закаляют!»
Но словесная перепалка или бой рюкзаками на перемене — совсем не то же самое, что методичное унижение. Оно не закаляет, а разрушает хрупкую психику подростка! Каждый утро ребёнок идёт на уроки как на казнь, ощущая страх, стыд и беспомощность. Стараясь «не отсвечивать» и ничего не чувствовать.
Чем дольше продолжается прессинг, тем сильнее страдает ментальное и психическое здоровье подростка. А во взрослом возрасте такая «школа жизни» может аукнуться:
🔹 хроническим стрессом;
🔹высокой тревожностью;
🔹неумением выстраивать близкие отношения;
🔹сложностями с тем, чтобы выражать свое мнение;
🔹страхом входить в новый коллектив;
🔹оправданием абьюза или нездоровых отношений на работе («всё равно я не смогу ничего изменить»);
🔹боязнью публичных выступлений, групп людей;
🔹диссоциацией;
🔹депрессией;
- и т.д.
Часто это настолько травмирующий опыт, что человек с трудом говорит о нём даже в кабинете психотерапевта.
Можно ли предотвратить буллинг?
Ни один родитель не может «подстелить соломки» и застраховать ребёнка от агрессии сверстников. Для нападок достаточно любого предлога - телефона «не той марки», отказа попробовать «вейп» или даже фиолетовых лямок рюкзака (как это недавно произошло в одной из екатеринбургских школ).
Но важно, чтобы у ребёнка были ресурсы, чтобы дать понять агрессору: «Со мной так нельзя!». И в случае чего - обратиться за поддержкой. Для этого семья должна быть пространством, в котором можно:
✔ Быть собой и быть принятым другими;
✔ Иметь и уверенно отстаивать свое мнение;
✔ Открыто обсуждать эмоции и разногласия;
✔ Уважать чужие и защищать свои границы;
Имея навыки такого общения внутри семьи, ребёнок будет использовать их и вне дома — в школе, секции или на детской площадке. И не станет терпеть и скрывать, если что-то пойдёт не так.
Что делать, если ребёнок всё-таки столкнулся с травлей?
📌 Поговорите с ним. Внимательно выслушайте его, не торопясь с выводами и не давая «общих» советов. Примите его болезненные чувства. Дайте понять, что вы рядом и готовы поддерживать и помогать;
📌 Обсудите проблему с классным руководителем или директором школы. Предъявляя жалобы, говорите сухо, кратко и по делу, озвучивайте только факты (желательно сохранить свидетельства травли, если они есть). Составьте совместный план действий: в одних случаях достаточно честного разговора с родителями обидчиками, в других - придётся пригласить инспектора по делам несовершеннолетних;
📌 Обратитесь в управление образованием или прокуратуру, если понимаете, что в учреждении не настроены работать с проблемой и пытаются замять явные случаи травли и причинения вреда ребёнку;
📌 Смените школу. Трезво взвесьте свои силы. Если их недостаточно или вы перепробовали все варианты, иногда действительно лучше отойти в сторону и забрать ребёнка из этой школы;
📌 Обратитесь к детскому психологу или психотерапевту.
Пережитое насилие не проходит бесследно, даже если со стороны кажется, что с ребёнком всё в порядке. Вот что может сделать специалист:
• Создать атмосферу принятия и безопасности;
• Помочь улучшить самооценку и найти ресурсы для решения проблемы;
• Совместно выработать стратегию поведения в школе. Если нужно — помочь в общении с учебными заведениями;
• Принять и проработать негативный опыт ребёнка и эмоции, связанные с ним;
• Выявить и изменить негативные семейные паттерны (например, родители советуют лучше отстаивать границы, но при этом проверяют карманы ребёнка или без стука входят к нему в комнату);
Если появились психосоматические расстройства или клинические проявления депрессии, тревоги, самоповреждения, может быть показана помощь врача-психиатра.
Что НЕЛЬЗЯ делать ни в коем случае?
⛔ Отправлять «разбираться с проблемой» и «давать сдачи». Скорее всего, он уже пробовал это сделать, и не раз;
⛔ Советовать «не обращать внимания». Агрессоры скорее усилят травлю, а не потеряют интерес. А подросток свыкнется с мыслью, что «терпеть» плохое отношение — это нормально.
⛔ Выяснять, чем ребёнок мог «спровоцировать» обидчиков. Ничто не даёт другому права унижать и оскорблять его. И подросток должен это знать.