Пять ошибок начинающего руководителя
25.12.2023
10 мин на прочтение
Нефёдова Оксана Николаевна

«Синдром самозванца»
Ещё вчера вы были уверенным в себе профессионалом, а сегодня снова ощущаете себя новичком и боитесь, что «не дотягиваете». По статистике, около 40 процентов руководителей время от времени чувствуют себя самозванцами.
Но если этот синдром не «приручить», он будет отравлять вашу жизнь и мешать успеху команды.
Что делать: Дайте себе достаточно времени на адаптацию и право на ошибки.
Помните, что идеальных руководителей не существует и ошибаться — это нормально. Можно выписать свои страхи и сомнения и проверить их на «профпригодность» - они точно основаны на фактах, а не на внутренних
ложных убеждениях?
Неумение делегировать
Порой проще выполнить задачу самому, чем объяснить другим, что вы от них хотите. Это опасная ловушка: опасаясь потерять контроль, вы взваливаете на себя непомерное количество задач или попадаете в другую крайность - «микроменеджерите», следя за каждым шагом подчинённых. В итоге тонете в рутине вместо того, чтобы заниматься стратегией, и медленно, но верно движетесь к выгоранию. А сотрудники чувствуют себя «под колпаком» и всё реже проявляют инициативу.
Что делать:
▶️ Подбирайте в команду людей, близких вам по духу. Если вы гиперответственны — ищите таких.
▶️ Поручайте дела постепенно, чтобы у вас было время убедиться, что сотрудники способны с ними справляться.
▶️ Изучайте сильные и слабые стороны своих специалистов. Если вы знаете, чем они «горят» и что им даётся лучше всего, вы сможете грамотнее распределять задачи.
Неумение хвалить
Со школы мы привыкли замечать не достижения, а ошибки, выделенные в тетрадке красной ручкой. И в кресле руководителя по-учительски отмечаем лишь то, что можно было сделать быстрее и лучше. Стоит ли удивляться,
почему боевой дух команды не растёт, а стремится к нулю? Другая крайность - концентрироваться исключительно на позитиве и вообще не говорить про недостатки. Этим нередко грешат люди, в сознании которых закрепилась детская модель «я должен быть хорошим для всех».
Что делать:
▶️ Чаще используйте «зелёную ручку». Не бойтесь разбаловать команду искренней похвалой по делу.
▶️Давая фидбэк, «подсвечивайте» точки роста. Только, ради бога, не действуйте буквально по принципу «бутерброда» («похвали — поругай — похвали»). На выходе получите фальшивую похвалу и критику, которая не воспринимается всерьёз.
Желание быть «своим парнем»
Совершенно естественно стремиться сохранить дружеские, неформальные отношения с тем, с кем раньше бегал за кофе и болтал на перерыве. Но сокращение социальной дистанции может сыграть злую шутку, как только речь зайдёт об ответственности и выполнении должностных обязанностей. От вас будут ожидать снисхождения и поблажек. А вы не будете понимать, как отреагировать на пятое за неделю опоздание или фривольную шутку.
Что делать:
Дружеская атмосфера в коллективе отнюдь не равна панибратству. Сразу определите для себя границы личных и рабочих отношений и старайтесь поддерживать комфортную дистанцию. Хотите добавить теплоты в формальные отношения — создавайте командные традиции. Сходите на квиз, нарисуйте корпоративную картинку или пригласите на новогодний корпоратив мам и пап сотрудников (вы не представляете, насколько трогательным может быть этот опыт для обоих поколений!) Главное, чтобы активности были близки по духу вашей команде и помогали создавать общие воспоминания.
Переоценка своих возможностей
На новую должность мы приходим со своим «самоваром» внутренних установок, страхов и непроработанных травм. Иногда лишь в кресле руководителя человек осознаёт, что ему сложно:
- публично выступать или вести переговоры;
- разбираться в психотипах сотрудников;
- управлять своими реакциями на стресс;
- решать конфликтные ситуации, не теряя авторитета;
Эмоциональная компетентность и психологическое благополучие — это такой же рабочий клинок руководителя, как и другие навыки, но не всегда мы можем «заточить» его самостоятельно.
Что делать:
Ваша задача — помогать своей команде расти. Но помните, что и вам может быть нужна помощь и психологическая поддержка. Особенно на первых порах. Специалист поможет легче пройти этот непростой этап — справиться со сложными ситуациями, найти причины тех или иных реакций, научиться выстраивать отношения с клиентами и подчинёнными. И, в конце концов, научиться получать удовольствие и удовлетворение от управленческого
процесса!